Важно!

с 1 июня 2025 года Rusbonds прекратил работу с физическими лицами. Покупка и продление подписок остановлена.

подробнее
Важно!
Государственные финансы в платформенной экономике: вызовы и регулирование


Президент России Владимир Путин на ПМЭФ-2025 подчеркнул необходимость ускоренного перехода к платформенной экономике, отметив, что традиционные бизнес-модели устаревают в условиях цифровой трансформации. Этот переход требует адаптации государственных финансов к новым реалиям, где цифровые платформы – от маркетплейсов до образовательных систем – перестраивают налоговые потоки, механизмы контроля и социальные гарантии. Платформенная экономика трансформирует традиционные механизмы взаимодействия бизнеса, государства и общества, создавая новые вызовы и возможности.

Законопроект «О платформенной экономике в Российской Федерации», который планируется внести в Государственную Думу в июне-июле 2025 года, заложит правовые основы для развития цифровых платформ и интегрирует новые экономические механизмы в национальную хозяйственную систему.

Развитие платформенной экономики требует инвестиций в цифровую инфраструктуру – от облачных сервисов до систем кибербезопасности. В 2024 году расходы на цифровизацию госсектора в России составили 145,7 млрд руб. (национальный проект «Цифровая экономика»). Затраты на реализацию нового национального проекта «Экономика данных и цифровая трансформация государства» в 2025-2030 годах планируются в размере 1 трлн руб. В рамках поставленных целей развивается Единая платформа для создания геоинформационных систем госорганов, органов местного самоуправления и подведомственных организаций – «Гостех». Предполагается, что именно «Гостех» займет ведущее место в государственной ИТ-архитектуре.

Цифровые платформы меняют подход к распределению социальных выплат и господдержке. Так, внедрение «социального казначейства» (единой системы учета льгот) и масштабность национальной платформы «Госуслуги» (число пользователей 112 млн чел.) сократили сроки назначения пособий с 30 до 3 дней. Одновременно растет роль краудфандинговых решений (например, платформа «Planeta.ру» в 2024 году привлекла 43,7 млрд руб. на социальные проекты).

К 2030 году доля платформенной экономики в ВВП России может достичь 12% (6% в 2024 году). Для устойчивого роста необходимы гибкое налогообложение (с учетом специфики цифровых бизнес-моделей), инвестиции в цифровые компетенции (к 2030 году потребуется 2 млн новых IT-специалистов), международная кооперация в рамках ЕАЭС и БРИКС+ (например, единые правила для цифровых ТНК).

Одним из ключевых вопросов остается эффективное налогообложение цифровых платформ. В 2023 году глобальный оборот платформенной экономики превысил 7 трлн долл., при этом многие транснациональные компании минимизируют налоговую нагрузку за счет гибридных бизнес-моделей и офшорных схем. В ответ страны ОЭСР внедряют механизмы налогообложения цифровых услуг (например, налог на цифровые компании – DST). Меры, ограничивающие уклонение поставщиков цифровых услуг от налогов, получили название «налог на Google» или «налог на GAFA». В России с 2019 года был введен НДС на цифровые услуги иностранных компаний: подписок (Netflix, Spotify), продажи приложений и игр (App Store, Google Play), облачных сервисов и рекламы.

В 2021 году 136 стран-участниц ОЭСР достигли исторического соглашения о введении глобального минимального налога в размере 15% для транснациональных корпораций с оборотом свыше 750 млн евро. Эта мера фактически заменила собой «налог на Google». С 1 января 2024 года новый налоговый режим начал действовать в ЕС, Великобритании, Норвегии, Австралии, Южной Корее, Японии и Канаде. Китай и США, хотя и поддержали соглашение, пока не завершили процесс его имплементации. Россия в настоящее время не является участницей данного соглашения, но ведет работу по изучению возможности его адаптации к национальным экономическим реалиям.

После 2022 года многие международные цифровые сервисы ограничили операции в России, сократив налоговую базу. Apple и Google используют посредников для платежей через местных платежных агрегаторов, что позволяет им сохранять присутствие в России, минимизируя риски. Для полноценного контроля необходимы дальнейшая цифровизация администрирования для отслеживания транзакций в режиме реального времени и создание механизмов обмена информацией между регуляторами.

Развитие платформенной экономики в России сталкивается с двумя ключевыми вызовами: растущими киберугрозами и высокой концентрацией рынка. По данным Банка России, количество целенаправленных атак на финансовые платформы ежегодно увеличивается на 25-35%, что требует усиления мер защиты. Одновременно наблюдается значительная монополизация сектора онлайн-торговли, где два крупнейших маркетплейса – Wildberries и Ozon – контролируют около 80% рынка согласно исследованию Data Insight за 2024 год. В ответ государство реализует комплексный подход, включающий активное внедрение импортозамещающих технологических решений, развитие регуляторных «песочниц» для финтеха под эгидой Банка России, а также усиление антимонопольного контроля со стороны Федерльной антимонопольной службы.

Платформенная экономика, сочетающая технологическое развитие с защитой национальных интересов, – драйвер новой социально-экономической реальности, инструмент оптимизации финансовых потоков, успешность которого зависит от сбалансированности регулирования, в том числе стимулирования инноваций. Решение поставленных задач создаст условия для достижения целевого показателя к 2030 году, одновременно укрепляя технологический суверенитет России в условиях глобальной конкуренции цифровых экосистем.

 

Светлана Демидова, доцент Кафедры общественных финансов Финансового факультета Финансового университета при Правительстве Российской Федерации


В материале сохранены орфография и пунктуация автора.