Банк России опубликовал Резюме обсуждения ключевой ставки. Совет директоров Банка России 24 октября 2025 года принял решение снизить ключевую ставку с 17 до 16,5% годовых. Разбираем основные тезисы, представленные регулятором.
Текущее инфляционное давление в III квартале 2025 усилилось. В основном это было вызвано влиянием разовых факторов: ускоренный рост цен на овощи и фрукты, значительное увеличение стоимости топлива, а также повышение тарифов на ЖКУ в июле и цен на образовательные услуги в сентябре.
Жёсткая денежно-кредитная политика (ДКП) продолжала сдерживать рост цен, ограничивая избыточный спрос (превышающий возможности предложения) в экономике. Показатели устойчивой инфляции оставались в диапазоне 4–6%, что существенно ниже пиков конца 2024 – начала 2025 года, но выше целевых темпов инфляции.
Укрепление рубля с начала года в основном уже отразилось в ценах. Было отмечено, что компании в свои бизнес-планы закладывают более слабый курс, чем его текущие уровни. Поэтому при отсутствии значимых внешних шоков колебания курса не должны создавать существенных рисков для инфляции в ближайшие месяцы.
С прошлого заседания появились новые проинфляционные факторы, которые могут временно усилить инфляционное давление. Среди них — повышение НДС с 20 до 22% в 2026 году, более высокая индексация коммунальных тарифов в ближайшие годы, изменение порядка расчёта утилизационного сбора для импортных автомобилей и ситуация на рынке моторного топлива.
Учитывая опыт 2018–2019 годов, повышение НДС сильнее всего скажется на инфляции в декабре — январе. Его прямой вклад в рост цен будет несколько выше, чем в прошлый раз, поскольку помимо повышения основной ставки налога меняются параметры его начисления для банковских операций и малого бизнеса.
Инфляционные ожидания оставались высокими. Ценовые ожидания предприятий в октябре выросли, наиболее существенно — в розничной торговле. Это реакция на объявленное повышение НДС и рост цен на бензин. Профессиональные аналитики повысили прогноз инфляции на 2025 и 2026 годы. Инфляционные ожидания населения в октябре не изменились. Участники обсуждения согласились, что сохранение высоких инфляционных ожиданий затрудняет возвращение инфляции к цели.
По оперативным данным, рост экономики в III квартале 2025 года продолжил замедляться, однако ситуация по отраслям оставалась неоднородной. Рост потребительского спроса в III квартале ускорился на фоне высоких темпов роста доходов населения. Ситуация на рынке труда остаётся напряжённой. Безработица сохраняется на исторических минимумах.
Дезинфляционное влияние бюджета 2025 года будет существенно меньше, чем ожидалось ранее в силу более низкого объёма ненефтегазовых поступлений, а также более скромного темпа роста ВВП по итогам 2025 года, чем ожидалось при планировании бюджета в конце прошлого года. При этом в 2026 году участники ожидают, что бюджет окажет дезинфляционное влияние на динамику цен, а дополнительные бюджетные расходы будут финансироваться за счёт роста налоговых поступлений, а не увеличения заимствований.
По мнению участников дискуссии, в начале 2026 года инфляция ускорится под влиянием разовых факторов. Затем по мере их исчезновения и уменьшения перегрева спроса инфляционное давление начнёт снижаться.
Денежно-кредитные условия (ДКУ) остаются жёсткими. С сентябрьского заседания ценовые индикаторы менялись разнонаправленно: ставки на денежном рынке и доходности ОФЗ выросли, процентные ставки по депозитам изменились незначительно, а по кредитам — снизились.
В III квартале кредитная активность в целом увеличилась по сравнению с I полугодием 2025 года. Это связано как с произошедшим смягчением денежно-кредитной политики, так и с ожиданиями дальнейшего снижения ключевой ставки.
Розничное кредитование росло сдержанными темпами. Рост здесь в основном обеспечивала ипотека, прежде всего, в субсидируемом сегменте. В автокредитовании спрос вырос из-за ожиданий увеличения утильсбора с 1 ноября 2025 года. Склонность населения к сбережению оставалась высокой.
Влияние повышения импортных пошлин на рост мировой экономики оказалось меньше, чем ожидалось. По оперативным данным, рост мировой экономики в III квартале складывается лучше ожиданий Банка России и участников рынка.
Участники согласились, что проинфляционные риски выросли и по-прежнему преобладают над дезинфляционными на среднесрочном горизонте. К основным проинфляционным рискам относятся: сохранение перегрева спроса, длительное сохранение высоких инфляционных ожиданий или возобновление их роста, ухудшение условий внешней торговли и более значительный структурный бюджетный дефицит. Главным дезинфляционным фактором является более значительное замедление роста внутреннего спроса.
По итогам анализа новых данных и с учётом прогнозов участники обсудили следующие варианты решения:
- сохранение ключевой ставки на уровне 17,00% годовых;
- снижение ключевой ставки на 50 б.п., до 16,50% годовых;
- снижение ключевой ставки на 100 б.п., до 16,00% годовых. Все варианты решения участники предлагали сопроводить нейтральным сигналом.
В материале сохранены орфография и пунктуация автора.
