На заседании 13 февраля Центральный банк с высокой долей вероятности сохранит ключевую ставку на уровне 16%.
Ключевым фактором на ближайшем заседании будет ускорение инфляции, связанное с повышением НДС и расширением списка компаний, на которые он распространяется, с 1 января. С начала года рынок внимательно следит за динамикой цен. С одной стороны, резкий всплеск инфляции в первые дни года (+1,26% с 1 по 12 января) был ожидаемым, и в дальнейшем недельные темпы роста цен начали постепенно снижаться (0,2% с 27 января по 2 февраля). С другой стороны, инфляция, накопленная с начала года по 2 февраля, уже превышает 2,1%, а это означает, что для выполнения прогноза ЦБ на этот год (4–5%) оставшуюся часть года темп роста цен должен быть очень низким.
Важно также учитывать, что недельные показатели инфляции рассчитываются по ограниченному набору позиций и могут не полностью отражать реальную картину. В частности, в корзине итоговой инфляции за месяц шире представлен сектор услуг, который отличается более высокой долей малого и среднего бизнеса и, соответственно, больше других мог ощутить на себе налоговые изменения (помимо повышения базовой ставки НДС с 20% до 22%, был снижен порог доходов, позволяющий претендовать на льготный режим налогообложения). Но статистика по январской инфляции будет опубликована уже после заседания ЦБ, да и в любом случае данных за один месяц будет мало, чтобы оценить устойчивость инфляции.
Дополнительный повод для осторожности связан с инфляционными ожиданиями. Январский опрос не отразил роста инфляционных ожиданий населения в целом (только среди респондентов без сбережений), однако предприятия снова повысили свои оценки по динамике отпускных цен на следующие три месяца (с 8,49% до 10,42% в годовом выражении). Реальная динамика отпускных цен, безусловно, может сложиться иначе в зависимости от спроса, но ЦБ, вероятно, предпочтет понаблюдать за развитием ситуации и избежать преждевременного снижения ставки. Более содержательная картина, по всей видимости, сложится ближе к мартовскому заседанию, когда у регулятора будет больше данных.
Что еще важно учитывать
Среди прочих факторов, которые будут влиять на решение ЦБ, — состояние рынка труда и кредитная активность, от которых зависит динамика спроса. Оперативные данные HH указывают на постепенный рост количества соискателей на рынке, однако показатель безработицы, рассчитываемый Росстатом, все еще остается у исторического минимума в 2,1%. На рынке кредитования ЦБ будет особенно интересовать активность в корпоративном секторе. Данные за декабрь показали значительное замедление темпов выдач (+0,7% м/м против 2% ранее), но регулятор связывал это с традиционным для конца года ростом госрасходов: компании, получившие оплату по госконтрактам, меньше нуждались в заемных средствах. В целом же кредитование юрлиц за 2025 год выросло на 11,6%, что близко к верхней границе прогнозного диапазона ЦБ в 10–13%. Оперативные данные Сбербанка за январь, впрочем, указывают на сокращение его корпоративного кредитного портфеля на 1,1% к прошлому месяцу.
Безусловно позитивный фактор — сохранение стабильного курса рубля: с начала года доллар все еще остается ниже 80 рублей. Однако если цены на нефть продолжат оставаться на столь низком уровне, как в последние месяцы, это может стать источником давления на курс и, как следствие, увеличить проинфляционные риски. Кроме того, если длительный период низких цен на нефть приведет к недобору нефтегазовых доходов бюджета и сокращению ликвидной части ФНБ (так, средняя стоимость российской нефти Urals в январе составила чуть менее 41 доллара за баррель, при этом бюджет на 2026 год сформирован исходя из прогнозной цены в 59 долларов), то поиск альтернативных источников финансирования дефицита в этом случае также может усилить инфляционное давление. Насколько реален такой сценарий, вероятно, станет понятнее к лету, но очевидно, что ЦБ в этих условиях будет занимать осторожную позицию.
В материале сохранены орфография и пунктуация автора.
