15 июля. RUSBONDS.RU - Комплекс мероприятий по стабилизации финансово-экономического положения холдинга "Росгеология" включает в себя, в частности, реструктуризацию кластера "Шельф", сообщается в годовом отчете компании.
Также среди предложенных к принятию мер - реализация, в том числе как металлолом, или передача простаивающих научно-исследовательских судов (НИС).
Ранее "Росгео" неоднократно высказывалась за списание с баланса компании неиспользуемых судов. В апреле сообщалось, что из 18 в обозримой перспективе будет использоваться лишь пять. Причин тому несколько - подсанкционность, устаревание, а также снижение объемов заказа на морскую геологоразведку. При этом простаивающие суда довольно дорого обходятся владельцам - содержание одного подобного в среднем стоит 200 млн рублей в год, а стоимость ремонта, который должен проводиться раз в пять лет - около 500 млн рублей.
В минувшем году на кластер "Шельф" "Росгео", согласно отчету, направила 820 млн рублей инвестиций, из которых на капремонты НИС пришлось 665 млн рублей. Это порядка 30% от фактического объема инвестиций по всему холдингу за 2024 год (2,184 млрд руб).
При этом отмечается, что изначально запланированный объем капиталовложений в кластер "Шельф" на 2024 год составлял 1,2 млрд рублей. Сократить эту сумму удалось за счет отмены капитального ремонта НИС "Академик Карпинский", сдвига на 2025 год закупки гидростанции на НИС "Бавенит" и морской глубоководной буровой установки БК15, переноса части работ по проектированию инжинирингового центра "Южморгеологии" на 2026 год, а также оптимизации инвестиций под контракты.
"По кластеру "Шельф" осуществлялась координация деятельности предприятий с целью максимально эффективного распределения внутри холдинга собственных ресурсов при выполнении работ и минимизации затрат на привлечение сторонних ресурсов (аренда, подрядные работы). Актуализированы списки потенциальных контрактов с учетом текущих изменений рынка, с выдачей оптимистичного, среднего и пессимистичного прогнозов выручки предприятий, выполнена оптимизация административно-хозяйственных расходов, расходов по простоям судов и ремонтам, закупки топлива проводились только для текущих нужд во время отстоя или ремонта, продолжен перевод незадействованных в проектах судов в "холодный отстой". Приобретение материалов и ЗИП осуществлялось с минимально необходимым запасом, ремонт и восстановление оборудования по возможности проводились собственными силами", - говорится в отчете.
Кластер "Шельф" включает в себя контролируемые "Росгео" компании "Союзморгео", "Севморнефтегеофизика", "Арктические морские инженерно-геологические экспедиции", "Полярная морская геологоразведочная экспедиция", "Дальморнефтегеофизика" и "Южморгеология". Холдинг на конец 2024 года занимал 65% рынка морской сейсморазведки в РФ, включая сейсморазведку в транзитных зонах, и 18% рынка морских инженерных изысканий, включая бурение малоглубинных стратиграфических скважин. Предприятиями морского кластера в 2024 году реализовано 40 коммерческих и 33 государственных контракта с общей выручкой 4,67 млрд рублей. В выполнении работ было задействовано восемь судов холдинга.
"Росгеология" уже длительное время находится в сложном финансовом положении. По итогам 2024 года компания получила убыток по МСФО в 8,8 млрд рублей, что на 51% больше убытка за 2023 год (5,8 млрд рублей), по РСБУ убыток составил 15,106 млрд рублей против 357,61 млн руб. прибыли в 2023 году. "Росгеология" поясняла, что к этому привели слабая выручка от контрактов и недозагруженность геолого-разведочных мощностей по всем направлениям; увеличение расходов в связи с ростом цен на товары, работы, услуги; повышение ключевой ставки ЦБ РФ (значительный рост расходов на уплату процентов по долговым обязательствам - 5,141 млрд руб.); ограничение на операции с активами.
В середине октября 2024 года "Росгеология" допустила дефолт по выплате номинальной стоимости классических бондов 1-й серии на 6 млрд рублей, с января начала допускать дефолты при выплате купонов облигаций серии 001Р-02.
Ведомства рассматривают способы поддержания финансового состояния государственного геологического холдинга. В частности, правительством РФ утверждена дорожная карта по финансовой стабилизации "Росгеологии", которой предусмотрено рефинансирование кредитных обязательств через уполномоченный банк. Также за "Росгео" закрепили статус единственного поставщика услуг по геологоразведке в рамках федерального проекта "Геология: возрождение легенды", по госконтрактам оговорено авансирование до 90% годового объема работ.
Компания рассчитывает договориться с федеральными органами исполнительной власти о поддержке "Росгео" перед кредитующими банками в "переходный период" 2024-2025 годов, изменении цены контракта по ликвидации скважин в рамках "Генеральная уборка", урегулировании вопросов по проблемным контрактам, компенсации расходов на проценты по займам, расходов в результате ранее понесенных геологических осложнений и других вынужденных затрат. В списке мер, реализуемых собственными силами, "Росгео" приводит также реорганизацию кластера "Бурение" (выход на коммерческий рынок поискового и разведочного бурения), развитие направления "Добыча", повышение операционной эффективности, повышение эффективности участия в тендерах на коммерческом рынке (ценообразование, маржинальность), оптимизацию накладных и инвестиционных расходов, реализацию проекта по сокращению расхода ГСМ, дополнительную сдачу в аренду активов и т.д.